Статьи

Закрыть
Ваше имя
Контактный телефон

Зимние шины: «мягкие лапы» или «острые когти»?

Удивительно, насколько разную реакцию может у людей вызвать одно и то же, совершенно незначительное, на первый взгляд, событие. Не верите? А зря! За примерами далеко ходить не надо: просто обратите внимание, как смотрят на опускающийся столбик термометра автолюбители, страховщики и сотрудники кузовных СТО. Если на лицах первых написаны сомнения и недоумение, вторые взирают на безжалостный градусник с затаенным ужасом и безысходностью. Зато третьи, глядя на термометр, радостно потирают руки, явно предвкушая что-то очень приятное. А причина столь разных эмоций – одна: автомобильные покрышки. А вернее говоря, смена летней резины на зимнюю.

Многих автолюбителей вопрос «менять или не менять?» в преддверии наступления морозов терзает похлеще гамлетовского «быть или не быть». А вдруг зима будет теплой и солнечной? А если менять, то что тогда поставить: всесезонку или специализированную зимнюю резину? И где ее можно купить подешевле? А еще подешевле?..

Глядя на сомнения автолюбителей, страховщики, с затаенным ужасом, подсчитывают грядущие убытки. Они-то знают, что треть водителей, несмотря на все признаки приближающейся зимы, до выпадения снега зимние шины так и не «обует». А первый снег – это аварии, иски и страховые выплаты…

Кузовщики же ждут первого снегопада с радостным нетерпением. День, когда земля становится белой, они отмечают как профессиональный праздник. «День жестянщика» называется. Ведь для кузовщика авария – это работа и прибыль. А первый снег – это много работы и хорошая прибыль…

Водители же, которые не сменили шины вовремя, на следующий день после первого снегопада обходят припаркованные во дворах и на стоянках разбитые авто и досрочно отмечают День дурака… Чтобы этого не случилось, сегодня поговорим о том, как и какие шины выбрать на зиму. Вопрос «менять или не менять?», думается, здравомыслящие люди с повестки дня уже сняли.

Что есть что?

Начнем с азов. Все зимние шины различаются рисунками протектора, но основных типов всего два: европейский и скандинавский. Естественно, каждый из них предназначен для разных дорожных условий.

Зимний «европейский» протектор похож на противодождевой. Он имеет диагональный рисунок, развитую сеть водоотводящих канавок и ламелей. Ламели – это глубокие канальцы, расположенные перпендикулярно направлению движения шины. Когда колесо движется по скользкой или мокрой дороге, в ламелях создается отрицательное давление и они, как присоски осьминога, фиксируют машину на скользкой поверхности.

Шины с таким рисунком очень хорошо ведут себя на дороге с раскисшим снегом. Эти «неженки» хороши на дорогах, которые регулярно очищаются. На гололеде и при температурах ниже -15 градусов лучше ездить на чем-то более внушительном.

Для скандинавского рисунка характерны прямоугольные или ромбовидные «шашечки», размещенные в шахматном порядке и развитые боковые грунтозацепы, имеющие по внешнему краю ярко выраженный прямой угол. Сделано это для того, чтобы сцепление шины с заснеженной или заледенелой дорогой было оптимальным. Как правило, боковины таких шин гораздо жестче, чем у «европейцев». Сделано это для того, чтобы сохранить управляемость машины в самых экстремальных условиях вождения. «Скандинавы» хороши в глубоком снегу, на участках открытого оледенения и на так называемой «сыпухе» - ледяной крошке, которая образуется на обочинах дорог. Для нашей погоды идеальными считаются именно шины со скандинавским рисунком.

Шипы или ламели?

Все шины, предназначенные для езды зимой, можно разделить на 2 основные группы: шипованные и нешипованные. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки, поэтому, выбирая «обувку» для железного коня, эти «за» и «против» необходимо тщательно взвесить.

Если рассматривать проблему чисто теоретически, шипы должны обеспечивать более высокий коэффициент сцепления колес с дорогой, что особенно важно в гололед. Но так происходит далеко не всегда. Почему? Ответ очевиден: поведение шин зависит от характеристик дорожного покрытия. При выборе шин необходимо учитывать, что тормозной путь шипованной резины на асфальте, по сравнению с нешипованной, увеличивается на 5-7%, а на льду шиповка легко обходит фрикционные (нешипованные) шины по показателям. Тормозной путь «шипов» уменьшается на 20-30%, по сравнению с «гладкими» аналогами. Вывод из этого напрашивается очень простой: если вы собираетесь ездить за городом, где большую часть дорожного покрытия будет составлять раскатанный лед или ледяная крупка, лучше купить шипованную резину. Если же, в основном, вы намерены передвигаться в городе, где дорожное полотно относительно чистое, а льда на асфальте не много, обратите внимание на фрикционные шины.

Кстати, не лишним будет напомнить: шины, шипованные не на фабрике, нужно «обкатывать» на протяжении 200-300 км., избегая в это время резких маневров и экстренных торможений. Тогда концевики шипов, заглубленные в протектор, плотно «усядутся» в посадочных гнездах и вы не растеряете шипы в первую же зиму. У правильно шипованной шины в пятне контакта с дорогой должно находиться одновременно от 8 до 12 шипов. Именно это соотношение признано специалистами оптимальным.

Всесезонная резина: зло или благо?

Многие автолюбители полагают, что могут сэкономить на ежегодном «переобувании», купив комплект всесезонных шин. Но выгода эта весьма сомнительна. Один автолюбитель со стажем очень емко охарактеризовал всесезонные шины: «универсальная резина, это как морская свинка. Та тоже – и не свинка, и плавать не умеет». Выгода от всесезонных шин заключается лишь в цене. Дело в том, что «всесезонка» – это попытка совместить скоростные и противоскользящие характеристики шины, а это, увы, вещи взаимоисключающие… Любой профессиональный водитель скажет, что всесезонка зимой – это зло. Совершенно неизвестно как она поведет себя в следующую минуту.

Общие рекомендации

Зимние шины в среднем служат 2-4 сезона. Сигналом к их замене служит износ протектора: как только канавки становятся мельче 5 мм – пора менять зимнюю резину.

Состав смеси для зимних шин подбирается такой, чтобы колесо «прилипало» к скользкому покрытию. Иными словами, зимние шины мягче, чем летние. На асфальте зимой мягкие шины также будут эффективны, но они быстрее изнашиваются.

Многих интересует, можно ли поставить зимнюю резину только на ведущую ось. Ведь так получается намного дешевле.

Можно-то – можно, только ездить в этом случае станет куда опаснее. Разный тип протекторов будет иметь разный коэффициент сцепления с дорогой. Естественно, управляется машина с шинами разных типов гораздо хуже. О четких траекториях в поворотах можно просто забыть, зато навыки выхода из заносов восстановятся довольно быстро… Не экономьте на собственной безопасности, купите полный комплект зимней резины.

Как сэкономить без ущерба для здоровья?

В шинном бизнесе тоже есть понятие моды. Новинки сезона, естественно, стоят много дороже моделей прошлого-позапрошлого годов. А неликвиды прошлых лет на складах наверняка есть. Они, как правило, эксплуатируются ничуть не хуже. Но только при условии тщательного осмотра шин и изучения их характеристик. Еще один вариант экономии: покупайте резину, имеющую невысокий скоростной индекс. Она дешевле «навороченных» моделей, рассчитанных на скорости до 160-200 км/ч. А вы ведь не собираетесь гонять по льду, правда?

Что имеем – сохраним!

Условия правильного хранения зимних шин – залог их долгой «жизни». Если вы меняете шины вместе с дисками, колеса на хранение нужно складывать стопкой, если без дисков - шины ставят вертикально, прислонив к стене. Резина должна храниться в сухом, прохладном и темном месте, без резких перепадов температур. Держите шины подальше от агрессивных сред – масла, бензина, растворителей, красок и кислот. Все эти вещества, при долгом контакте, разрушают резину. Не храните шины в хорошо освещенных помещениях. Ультрафиолет губителен для резины, она становится жесткой и ломкой.